По разным данным, несколько десятков процентов детей не могут овладеть школьными навыками по состоянию своего нервно-психического здоровья. При этом у 2-10% учеников массовой школы и до 50% учеников вспомогательной школы препятствием для обучения становится дислексия. Используя различные подходы, исследователи за рубежом сумели лишь отчасти раскрыть патогенез этого состояния и сформулировать некоторые принципы диагностики и коррекции. В нашей стране работ, посвященных специально дислексии, почти нет, в имеющихся раскрывается, как правило, педагогический аспект этого расстройства.
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении, а иногда даже и криминального поведения. Среди них на первом по частоте месте стоят нарушения чтения и письма.
Разнообразные нервно-психические расстройства могут вызывать нарушения усвоения письменной речи. В первую очередь это состояния общего психического недоразвития, грубые аномалии зрительного и слухового анализаторов, недоразвитие устной речи. Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценными зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьезные препятствия при овладении письмом или чтением. Несчастье таких детей заключается в том, что как родители, так и многие учителя совершенно не осведомлены в этом круге проблем. На сегодняшний день даже школьные психологи имеют весьма смутные представления о природе неуспеваемости по чтению и письму, не знают, что существуют такие состояния, как дислексия и дисграфия, при которых дети, не получившие своевременной помощи, могут на всю жизнь остаться полуграмотными.
Нарушения письма и чтения. Вопрсы.
Сообщений 1 страница 5 из 5
Поделиться12009-04-04 17:20:07
Поделиться22009-04-04 17:23:42
Нарушения чтения.[/b]
На сегодняшний день очень возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению. Не во всех школах города дети могут продолжить занятия у логопеда, так как нет широкой сети школьной логопедической помощи. Поэтому задача профилактики дислексии чрезвычайна, важна и необходима в наши дни.
Нарушение чтения у детей чаще всего возникает вследствие недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. При глубоких степенях общего недоразвития речи (первый и второй уровни) дети оказываются не в состоянии овладеть чтением и письмом в условиях массовой школы. Дети менее глубоким недоразвитием речи (третий уровень) В первом классе, как правило, овладевают элементарными навыками чтения и письма, но при этом делают большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. Для таких детей необходимы систематические, в течение ряда лет, занятия по формированию их устной речи и по подготовке к обучению грамоте, а также совершенствование навыков звукового анализа.
По появлению выделяются две формы дислексий: литеральная, проявляющаяся в неспособности или трудности усвоения букв, и вербальная, которая проявляется в трудностях чтения слов. Однако это деление условно, так как обе формы можно встретить одновременно у одних и тех же детей.
Поделиться32009-04-04 17:34:55
. ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ
1 Плохо запоминает конфигурацию
• недостаточная сформированность зрительной памяти
• недостатки методики обучения
2 Недостаточное различение близких по конфигурации букв «п-н», «в-а», «г-т» (путает буквы при чтении) • недостаточная сформированность зрительного восприятия
• недостаточная сформированность зрительной памяти
• недостатки методики обучения
3 Перестановка букв при чтении (рак-кар, нос-сон) • недостаточная сформированность зрительного восприятия
4 Замены букв, неправильное произношение при чтении • недостаточная сформированность звукобуквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции
5 Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно, а вместе - трудно) • недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
• недостаточная зрелость коры головного мозга
Специфические
6 Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение) • функциональная слабость центральной нервной системы
• трудность концентрации внимания • выраженное утомление
7 Пропуски букв, слогов. Угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся ритм») • форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения)
8 Быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного («механическое» чтение) • форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения)
9 Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое без продвижения в течение года) • недостаточная сформированность зрительного восприятия
• недостаточная сформированность звукобуквенного анализа, артикуляции
• трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление)
10 Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года) • индивидуальные особенности темпа деятельности
Поделиться42009-04-06 17:26:25
Нарушения письма
Дисграфия – нарушение письма – составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более поздних.
Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Так пропуски гласных и согласных букв или слогов, например “красны” вместо красный; появление лишних букв или слогов, например “тарава” вместо трава; перестановки букв или слогов, например “на девере” вместо на дереве обусловлены несформированностью фонематического восприятия, а также связанного с ним анализа слов.
Поделиться52009-04-06 17:33:22
ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ
1 Трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента)
• недостаточная сформированность зрительной памяти
• недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
• недостатки методики обучения (опора на принцип механического копирования)
• форсирование темпа обучения
2 Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента
• недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
• недостаточная сформированность зрительно-моторных координации
• форсирование темпа обучения
• недостаточная сформированность зрительной памяти
• недостатки методики обучения
3 Неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи, тремор)
• недостаточная сформированность зрительно-моторных координации
• недостаточная сформированность моторных функций
• недостатки методики обучения
4 Ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо)
• недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
5 Не «видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы «в-д», пишет «лишние элементы»: «и-ш», «л—м» или, наоборот, недописывает
• недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия » недостаточная сформированность зрительной памяти
• недостатки методики обучения
• форсирование темпа обучения
• сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания
6 Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор)
• недостаточная сформированность моторных функций
• нарушение зрительно-моторных координации
• недостатки методики обучения
• форсирование темпа обучения
• выраженное функциональное напряжение и утомление
7 Сильный нажим, тремор
• недостаточная сформированность моторных функций
• нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки)
• нарушение координации движений в связи с сильным утомлением и функциональным напряжением
8 Ошибки при письме:
• пропуски согласных и гласных букв (определенного характера)
• трудности звукобуквенного анализа
• форсирование темпа обучения
• замены согласных букв, близких по звучанию (з-с, г-к, б-п, д-т и т. д.)
• недописывание букв, слогов
• недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия
• форсирование темпа обучения
• форсирование темпа обучения
• трудности концентрации внимания
9 Не использует правила (заменяет буквы, сливает предлоги и слова, не ставит точку - не разделяет предложения и т.п.)
• непосильный темп, трудности концентрации внимания, низкая, неустойчивая работоспособность
• индивидуальные особенности организации деятельности
• педагогические недоработки
10 Ухудшение почерка, пропуски, замены и т.п. при письме под диктовку
• недостаточная сформированность звукобуквенного анализа
• слишком быстрый темп письма
11 Ухудшение почерка, замены и т.п. при списывании
• недостаточная сформированность зрительно-моторной координации
• недостаточная сформированность зрительной памяти
12 Очень медленный темп письма
• затруднен звукобуквенный анализ
• недостаточная сформированность координации движений и зрительно-моторных координации
• индивидуальный темп деятельности